Какая первая мысль приходит в голову при упоминании о железнодорожных войсках? Ради эксперимента поинтересовался этим вопросом у первого подвернувшегося. Попался родитель, также известный под именем «мама», кстати говоря, являясь женой подполковника, она порядочно поездила по командировкам и за свою жизнь насмотрелась военного быта. Однако, предложенные ассоциации были просты и удивительны. Конечно же, ЖД войска это бронированные железные монстры, летучие колесные бригады, зенитные установки на ЖД платформах, обложенные мешками и пулеметами «максим» и т.п. В сознании рисуется отчетливая картина с огромным депо и бронепоездами стоящими на запасном пути.
Что бы разобраться как все выглядит на самом деле и избавиться от иллюзий, мне пришлось отправиться с группой блогеров в 857-й учебный центр Железнодорожных войск. Естественно, в реальности все оказалось совершенно не так. Все много прозаичней, но от этого не менее интересно…
857 Учебный центр Железнодорожных войск создан 1 августа 1996 года на базе 1 отдельного учебного железнодорожного полка, который начал свою историю 5 октября 1918 года.
В течение всего периода деятельности воинской части ее главной задачей являлась подготовка высококвалифицированных сержантов и младших специалистов, предназначенных для укомплектования должностей определяющих боевую способность воинских частей и соединений Железнодорожных войск. За прошедшие годы из воинской части выпущено и направлено в войска десятки тысяч младших командиров и специалистов. Выпускники учебной воинской части с честью и достоинством выполняли свои задачи на фронтах Великой Отечественной войны, в ходе восстановления железных дорог в военное и послевоенное время. Большой вклад личный состав внес в развитие железнодорожного транспорта страны в ходе строительства железнодорожных линий Ивдель-Обь, Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут, Байкало-Амурской магистрали. Сотни выпускников части награждены правительственными наградами за успехи, достигнутые в повышении боевой готовности воинских частей и соединений войск.
В настоящее время в Учебном центре Железнодорожных войск продолжается работа по подготовке командиров отделений и солдат-специалистов. Обучение ведется по 14 специальностям, определенными приказом Министра обороны Российской Федерации 2006 года № 480 «Об утверждении Перечня воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, по которым военнослужащие подлежат подготовке в учебных соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации». Это:
- мастер (по ремонту и хранению инжер-дорожн. техники)
- копровщик (по 4 видам крановой техники)
- машинист (по 2 видам сваебойных и копровых агрегатов)
- машинист путевых машин
- радиотелеграфист (радиост.средней и малой мощности)
- механик (телефонных ЗАС)
- Машинист путевых машин (ЗС-400(500)
- машинист (железнодорожного крана типа КДЭ, ЕДК)
- машинист (лесозаготовительнх и лесопильных средств)
- крановщик (эксплуатации автомобильных кранов)
Пресс-релиз
Шумную компанию блогеров и представителей СМИ в учебном центре встретили положительно, на сколько это было возможно. О нашем прибытии командование центра узнало буквально «только что». Но военные на то и военные, что быстро во всем разобрались. Выяснилось, что толпа гражданских лиц с фото-видео техникой не ищет сенсаций и скандальных разоблачений, а просто прибыла для ознакомления с деятельностью учебного центра. По сему комсостав быстро успокоился, провел небольшую лекцию и приступил к проведению экскурсии.
Территория части находится в идеальном состоянии, везде чисто и ухожено. Есть новые казармы, есть старые… правда отличаются они друг от друга только архитектурным исполнением, в остальном все выглядит достойно. Не знаю как в других частях Московского региона, но вот в гарнизонах, за пределами нашей Родины, где провел все свое детство, подобное состояние считалось нормой. Скажете здесь показуха и очередные потемкинские деревни? А я скажу вам, что не надо по себе всех судить!
«Плац у нас сейчас на ремонте, асфальт ждем.» — говорят военные, когда блогеры дружно находят «изъян». И что? Почему плац не может быть на ремонте? Впрочем, есть мысль, что из собравшихся все это прекрасно поняли.
Идем дальше, проходим через КПП на территорию парка. При входе солдаты отдают честь офицерам, ну и нам, так, на всякий случай. 🙂 Рядом со входом висит рында и инструкция по ее использованию. Шутка юмора? Нет, как показывает многолетняя практика, простое решение всегда лучше сложного. По этой причине автомат Калашникова надежней винтовки М16, планшет с бумажной картой надежней новомодного GPS-навигатора, а советские РЛС прекрасно видят «невидимые» самолеты… ну вы сами понимаете.
Нам дали «добро» приставать к сопровождающим офицерам с любыми глупыми вопросами, чем многие незамедлительно воспользовались. На вопрос «а где поезда?» военные удивленно поднимали брови, но на остальные вопросы отвечали очень охотно, постепенно переходя с военного языка на общедоступный (кто общался с военными инструкторами поймет).
Так как мы уже знаем, что ЖД войска состоят не из машинистов и кочегаров «бронепоездов», а из специалистов других специальностей… без которых, кстати говоря, ни один бронепоезд никуда не проедет. Основная задача железнодорожных войск это строительство, восстановление и защита объектов железнодорожных путей сообщения. Посмотрим, как будут корячиться основные ударные силы, если им вовремя не доставят боеприпасы, запчасти и провиант. Более того, ЖД войскам постоянно находится чем заняться и в мирное время.
Но я отвлекся… мы дошли до автокранового полигона.
Как не сложно догадаться из названия полигона, здесь отрабатываются навыки управление автомобильным краном. В детстве у всех мальчиков были такие машинки, таскали их на веревочке по лужам и крутили ручку, опуская и поднимая маленькие грузы (блин, у меня самосвал был). Здесь тоже самое, только серьезно и по настоящему.
После инструктажа по технике безопасности «не стой под стрелой, убью!», инструктор ставит задачу и объясняет все необходимое для ее выполнения.
Учебное место №2. Отработка управление автомобильным краном вблизи ЛЭП. Опоры ЛЭП настоящие. Так и хочется пошутить, будете себя хорошо вести — отключим электричество. Но это шутки, естественно, никакого напряжения в учебных проводах нет.
Под четким руководством груз аккуратно перемещается, линия ЛЭП не повреждена, все хорошо.
Учебное место №7. Здесь личный состав обучается погрузке и выгрузке груза из кузова автомобиля.
Правильность положения груза в пространстве задается краном и двумя бойцами, корректирующими его (положение) при помощи нехитрых устройств типа веревка.
Пока одна бригада работает, остальные наблюдают со стороны и ждут своей очереди.
«входит… и выходит… замечательно выходит» (с)
Учебное место №8. Работа автомобильного крана с длинномерным грузом. Задача проста — переместить длинномерную конструкцию из точки А в точку Б. При этом правильно зафиксировать ее при перемещении и уложить в указанном месте.
Вопреки расхожему мнению, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, на полигоне ни одного неприличного слова слышно не было.
Более того, все были на столько поглощены своим делом, что самыми шумными здесь оказались блогеры. Если исключить эту досадную мелочь, то рабочий звук на полигоне это тарахтение моторов автокранов и периодическое побибикивание в процессе их перемещений.
Учебное место №4. Практика по погрузке и выгрузке грузов в полувагон. Дело, надо признать, ювелирное… ведь можно легко снести половину стенки вагона, а то и вообще его перевернуть.
Блогеры и журналисты заполнили собой все площадки полигона. Некоторые нагло лезли под краны и мешались, а некоторые тихо пристраивались к строю и не отсвечивали. Ничто не выдавало шпиона [ljuser]u-96[/ljuser]… мне почему-то не захотелось лезть на площадки вообще, поэтому ограничился съемкой со стороны.
Видимо осознав, что если блогеров оставить без присмотра, то они сорвут все занятия на полигоне, сопровождающие нас офицеры ненавязчиво предложили перейти к следующему полигону «там есть более интересные экземпляры техники».
Следующим стал мостовой полигон. На этот раз в центре внимания оказались копровые установки. Копер это строительная машина, предназначенная для подъема и установки сваи.
Во время нашего посещения курсантам показывали мобильный складной копер МСК-1М. Данный агрегат предназначен для забивки вертикальных и наклонных свай на суше, мелководье и на воде (с плашкоута). Оборудован дизель- молотами МСДТ1-1250 или МСДТ1-1800.
На щитах, размещенных по периметру полигона можно ознакомиться со всей необходимой информацией, начиная от техники безопасности, тактико-технических характеристиках копров, их назначении и составе. Устройстве дизель-молотов и особенностях их эксплуатации.
Чуть поодаль можно было увидеть два портальных копер-крана предназначен для одновременной забивки двух свай. Нехитрая конструкция позволяет проводить строительные работы как на суше так и на воде. В случае использования копер-крана на воде он устанавливается на понтоны.
Что логично, при необходимости, данная конструкция может использоваться как обычный портальный кран.
А по соседству, в дальнем углу полигона одиноко скучал плавучий самоходный копер ПСК-М-2×500. Но на этот агрегат мы посмотрим позже, в действии…
По другую сторону от аккуратной дорожки, разделяющей мостовой полигон на две части, шла тренировка по сборке универсального копрового агрегата (УКА).
Вся конструкция, в разобранном виде, а также дизель-молот к ней, перевозятся в небольшом прицепе. При необходимости ее можно собрать в любом удобном месте, а в качестве подъемного механизма использовать тот же автокран.
Под пристальным взглядом инструктора конструкция начинает приобретать законченный вид. При необходимости инструктор подсказывает, а иногда выдает «волшебное ускорение» зазевавшемся солдатам.
Личный состав внимательно следит за происходящим, ведь следующей бригадой будут они.
Конструкция еще не была завершена, а мы уже шли к следующему полигону. Мимоходом заглянули на радио полигон.
Здесь проходит обучение всем премудростям военной радиосвязи на короткие и средние дистанции.
Подвижная широкодиапазонная радиостанция средней мощности Р-161 А2М.
Пока наша шумная компания топала мимо, солдаты бросали на нас заинтересованные взгляды, но продолжали заниматься. Сборка носимой радиостанции Р-168-5УНЕ-2.
Следующий полигон оказался самым просторным и еще больше всех поразил. Полигон-выставка технических средств ЖДВ.
Здесь будущие специалисты осваивали звеносборочный стенд ЗС-500. Этот хитрый механизм предназначен для сборки 25-ти метровых звеньев железнодорожного пути с шириной колеи 1520 и 1435 мм. на деревянных шпалах с рельсами до Р-65 включительно при костыльном скреплении.
Кто-нибудь, что-нибудь понял? Нет? Тогда попробую объяснить… привозим разобранную установку на место, выгружаем и приступаем к сборке. На сборку и наладку нам отводится 12 часов. Затем берем заранее заготовленные деревянные шпалы и рельсы. Буква «Р», в обозначении последних, означает «рельс», а цифра соответствует весу одного погонного метра в килограммах. Опять заморочились? Ладно, продолжаем… с любого удобного носителя (авто, тележка, жд-вагон) шпалы подаются на конвейер и попадают в ЗС-500. Здесь в шпалах сверлятся отверстия, а также устанавливается подкладка под рельс, которая прибивается специальными гвоздями (костыли называются).
По готовности шпала передается на следующий этап, на котором она прикрепляется к рельсам. Все просто и эффективно до безобразия.
Ручной труд используется только для контроля и «наживления» костылей (гвоздей). Всего за смену ЗС-500 может производить до 500 метров рельсошпальной решетки.
Ну сделали мы n метров путей, что дальше-то с ними делать? А вы обернитесь, прям напротив идет обучение работы на тракторном путеукладчике ПБ-3М.
ПБ-3М предназначен для укладки и разборки железнодорожного пути. Максимальная длина звеньев 25 метров. Перемещается своим ходом по железнодорожному пути или по дорогам на небольшие расстояния, запас хода у трактора не очень большой. 🙂
К трактору прицеплена укладочная часть, которая представляет собой сварную трубчатую ферму, шарнирно опирающуюся жесткой портальной рамой на две гусеничные тележки. Благодаря всем этому хозяйству рельсы (рельсошпальную решетку) перемещают, устанавливают в нужную позицию и опускают…
Дальше рельсы скрепляются между собой накладками, присыпаются балластом и баста, можно пускать поезд. Вообще, надо отдать должное процессу обучения, солдаты еще совершенно неопытные, только-только после присяги, а делают все уверенно и четко. Думаю, ошибки они тоже делают, но кто их не делает в процессе обучения? Иной ВУЗ позавидовал бы такой отточке навыков.
Также нам показали в действии подъемно-рихтовочную машину ПРМ-РМ. Задаче которой заключается в подъеме путевой решетки, выправки пути и других рихтовочных работ.
Также может использоваться для замены деревянных и железобетонных шпал.
Помимо уже перечисленной на полигоне были представлены и другие экземпляры техники: Мобильная малогабаритная путевая машина ММПМ; Тракторный тягач-дозировщик ТТД-2; Дрезина с тележками, для транспортировки личного состава; Дозировщик ТТД-1 с путевой машиной ВПРМ-600; Путеукладчик МоАЗ-6442.
Последний вроде как прошел испытания, но на вооружение так и не был принят.
Военные изрядно утомились рассказывать блогерам о всех тонкостях железнодорожно-строительной техники, поэтому все перечисленные выше автоматы мы пропустили. Но нам показали другие чудеса инженерной мысли – обычную автотехнику, но на железнодорожном ходу.
Привычный всем военный УРАЛ после небольших доработок превращается во вполне самостоятельный локомотив.
Если УРАЛ на рельсах смотрелся внушительно, то УАЗ на его фоне, выглядел несколько комично. Но независимо от шасси, польза такой конструкции неоспорима.
Пройдя полигон до конца, мы покинули его территорию и очутились в чистом поле. Здесь также проходили занятия, мы встретили уже знакомый ПСК-М-2×500.
За забором, в открытом поле, солдаты осваивают управление тяжелой гусеничной техникой. Жаль конечно, но по вполне понятным причинам, нам не показали преодоление водной преграды. Курсанты еще не готовы.
Мы вернулись назад, на технический полигон. Проходя мимо стрельбища, многие сокрушались, что нам так и не дали пострелять. А мне, вот очень жаль, что не удалось посмотреть обещанные тактические занятия по боевому охранению. 🙁
Здесь же, на полигоне, всем собравшимся показали в действии копры. Один отработал как надо, у другого что-то не заладилось. Если я правильно понял, подъемный механизм не зацепился за дизель-молот или что-то типа того. Но, как говорится, тяжело в учении, легко в бою.
Так как технический полигон представляет собой еще и выставку, то мы увидели другие образцы техники, используемой ЖД войсками во время выполнения поставленных задач.
Мобильная полевая кухня… создана на базе КАМАЗа, разворачивается на месте и превращается в просторную столовую.
Подвижный ремонтный комплекс ПРК-1м в современном исполнении.
Раньше он базировался на ЗИЛах. Однако после указа министра обороны, все военные автомобили сейчас переходят на платформу КАМАЗ. Ну и правильно, на ЗИЛе уже давно никто ничего не делает (это я вполне авторитетно могу заявить).
Понтонные мосты с железнодорожными путями, при необходимости можно быстро перебросить железнодорожное сообщение с одного берега на другой.
Другой вариант понтонного моста…
За спиной, на полигоне, осталось еще много чего интересного. Очень хотелось побывать внутри мобильных мастерских, осмотреть устройство кухни и внимательней осмотреть представленные образцы техники, но время шло и мы пошли дальше…
Мельком заглянули в учебные классы… естественно, помимо практических занятий на специальных полигонах солдаты получают и теоретические знания.
Конечно, здесь те же проблемы, что и в любом учебном заведении… надо объять необъятное и донести до учащихся максимум необходимой информации. Особенно тяжело стало после сокращения срока службы срочников до одного года. Соответственно сократились сроки подготовки, теперь вместо положенных 6 месяцев, процесс подготовки специалистов в учебном центре занимает всего 3 месяца. С одной стороны хорошо, а с другой? Во-первых чему можно научить за 3 месяца? Во-вторых, программа осталась прежняя, рассчитанная на вдвое больший срок.
Вот и занимаются солдаты по 8 часов в день, вместо 6, как было раньше. Все жалуются, всем тяжело, но куда деваться… одно утешает, обучением занимаются профессионалы, которые делают все, что в их силах и все от них зависящее. Даже общевойсковые дисциплины успевают изучать. Армия, что тут скажешь – приказано копать, будут копать.
Учебные классы оборудованы наглядным материалом, информационными плакатами и реальной техникой. Возможно, что-то выглядит уже старым, что-то не актуальным, но смею заверить, некоторые ВУЗы могут только позавидовать такому оснащению (опять же, я знаю, род деятельности обязывает).
Продолжим… мы не стали долго мешать занятиям и удалились. К этому моменту все изрядно подустали, солнце припекало и хотелось отдохнуть в тени учебного корпуса. Телевизионщики принялись брать интервью у командования, а не желающие долго сидеть на одном месте пошли смотреть полигон железнодорожных кранов.
Здесь усе устроено по тому же принципу, что и на автокрановом полигоне. Единственная разница в массивности подъемных механизмов и сети железнодорожных путей под ногами.
Временя основательно начало поджимать, а впереди еще был музей Железнодорожных войск и обед. Поэтому бегом пробегаем по полигону, бедные солдаты и инструктора даже не поняли, что произошло. 🙂
Груз все так же перемещается из точки А в точку Б. Удерживается от неконтролируемого вращения и направляется вручную…
Здесь также обучают работе вблизи строений.
Эх жаль, здесь бы я еще задержался… всегда нравилось наблюдать за работой железнодорожной техники. Но мы бросаем последний взгляд на солдат, которые побольше нашего находятся на солнце, но своим видом не выдаются усталость или утомленность, а наоборот, с интересом следят за действиями кранов. А мы все таки убегаем в сторону музея…
По дороге заглядываем в питомник служебных собак. Блогеры отшучиваются, что мол «собачек идем кормить» (блогерами). Военные либо шутки не понимают, либо виду не подают. Время уже совсем наступает на пятки, да и, думается, поднадоели мы здесь основательно.
Здесь, с вашего позволения, я немного сверну подробный рассказ… нет, не потому, что музей не интересный, а потому, что совсем наоборот. Музей охватывает всю историю Железнодорожных войск, рассказывает о всех операция и мероприятиях, в которых так или иначе участвовали представители этого рода войск. Музей интереснейший! За то время, что мы провели внутри, невозможно увидеть и услышать все.
Музей был открыт 25 лет назад. В четырех залах общей площадью 700 м размещены сотни экспонатов, рассказывающих о славной истории, богатых боевых и трудовых традициях военных железнодорожников. Среди экспонатов — холодное и огнестрельное оружие, награды, макеты техники и построенных объектов, документы, форма одежды военных железнодорожников разных лет, фотографии, электрифицированные схемы и т.д., дающие возможность представить, как развивались железнодорожные войска с августа 1851 г. (когда директивой N25471 императора России Николая I были образованы первые подразделения военных железнодорожников) по сей день. Много экспонатов, рассказывающих о трудовых буднях воинов на мирных стройках: Абакан-Ташкент, Ивдель-Обь, Тюмень-Сургут, БАМ.
К сожалению, музей находится на территории ВЧ, т.е. на режимном объекте и попасть сюда довольно сложно. Но, как нас заверили, нет ничего невозможное… достаточно заранее созвониться и договориться о посещении, желательно не в одиночку, а группой.
Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.
Мельников Павел Петрович (1804 – 1880). Инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями с 1862 года, министр путей сообщения с 1866 по 1869 годы. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана отечественная школа железнодорожного строительства, а труды и работа Мельникова позволили России раз и навсегда отказаться от услуг иностранных специалистов.
В музее можно увидеть макеты специально железнодорожной техники. На полигоне был УАЗ и УРАЛ, а здесь обычный «батон» на таком же железнодорожном приводе.
Макет мобильного прицепного путеподъемника (МПП-5).
Универсальный тягач на базе автомобиля КРАЗ-250 с комбинированным ходом. Предназначен для транспортировки путевых и других специализированных машин по автодорогам и железнодорожным путям.
В музее очень много памятных сувениров, наград и призов полученных ЖД войсками, а в день нашего посещения еще было много блогеров. 🙂
Знамя комсомольско-молодежная трудовая эстафета в честь 60-летия ВЛКСМ. БАМ – восточный участок. Семафор действующий.
Тепловозы ТЭМ1 строились весь период 1958-1968 гг. Тепловозы этой серии поступили для маневровой работы на многие станции, а также заменили мощные паровозы на некоторых промышленных линиях.
Нехитрое устройство для разбора завалов и уничтоженных ЖД путей.
Еще одно нехитрое устройство «болтоделалка». Раскаленный костыль опускают внутрь, дергают за рычаг… БАМ… и болт готов. Это простенькое устройство позволило увеличить производительность труда в 20 с лишним раз.
В общем, если кто-то интересуется тематикой и вам подвернется возможность попасть в данный музей – не упустите шанс. Музей великолепный и очень интересный, как экспонатами, так и рассказами смотрителей. Опять же, жаль, что мы уже были на последнем издыхании и многое пропустили мимо ушей и глаз.
После музея мы вкусно покушали в солдатской столовой. Салат, первое, второе и компот… а благодаря стараниям уважаемого [ljuser]u-96[/ljuser] нам достался дополнительный компот. 😀
Огромное спасибо пресс-клубу Минобороны РФ за предоставленную возможность ознакомиться с 857-м учебным центр Железнодорожных войск. Было очень интересно и познавательно.
p.s. Надеюсь никого не уморил столь длинным отчетом… почему-то не захотелось его разбивать на части, хотя можно было бы… 😛
p.p.s Сюжет РИА, посвящённый нашей поездке — http://ria.ru/video/20110816/418294701.html
полная жжжжжжоооппппаааааааа
С чего это?
Все там нормально да моют асвальт но для того чтобы чистоту показать,я учился на жд кране,а потом остался аш на 4 года.Все ок!!!)))
полная жжжжжжоооппппаааааааа
И я там был 1-09 призыв Эх было время….
Я тож там был.время давай спишимся.я с пнт
Картинки красивые, но от реальности далеко….
Да ну? И что же далеко от реальности? Что увидел, о том и рассказал… расскажите, как на самом деле тогда.
полная х….!На самом деле это показуха перед журналистами занятия так они не проводят.Как правило занимаются с курсами сержанты!Я там служил срочку в 2009-10 и знаю что там на самом деле!И как они украшают все перед приездом гостей.там бабки с курсантов качают шакалы.Захотел пойти в увал_плати Комбату,ротному и т.д.Шакалы там все пи……!нормальных человек пять.А те шакалы что с журналистами на фото, кроме Долгова, все те которые относятся к большинству сказаных.И это кстати показная часть в которую везут генералов чтобы удивить.Там перед их приездом даже моют асфальт с мылом и щетками в руках,чтобы генералишка их не вы…я знаю про эту часть много.И не парафинте мозги людям.
C Наступающим праздником!Днем железнодорожных войск!Служил в12672 «Д» 1972-1974!!Был полный порядок и дисциплина.Назывался ПЕРВЫЙ ОТДЕЛЬЛНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЛК ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА.Литера «Д» 84 ВШМС школа младших специалистов связи!Привет Всем!Виктор К.
Забавно… а знает ли товарищ журналист, что в данном полку имелась ещё одна воинская часть, у которой есть свой штаб и батальон, своя территория с техникой, где бойцы несут службу. Вот сколько смотрел подобные видео и фото, а нигде той части нет. Не показывают её «гостям».
Танк секретный, физики могли не знать (с) анекдот