Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Николая Рериха — выдающегося художника, мыслителя, писателя, учёного и путешественника. Его экспедиции стали основой для формирования уникального художественного мира. Работы Рериха можно охарактеризовать, как философию в красках, поскольку он глубоко чувствовал и мастерски воплощал свои высокие творческие идеи. Гуманистическое наследие Рериха легло в основу первого международного соглашения по охране культурных ценностей, известного в разных странах как Пакт Рериха или Пакт Знамени Мира.
Кажется недавно, но это было еще в марте, удалось побывать на выставке творчества Николая Рериха в Новой Третьяковке. О самой выставке уже давно всё сказано в СМИ и у профильных блогеров, поэтому давайте просто прогуляемся и посмотрим на работы Николая Константиновича Рериха.
Экспозиция выставки была разделена на три части, посвященных разным периодам творчества Николая Рериха. Первая часть — русский период: язычество, памятники русской старины и святость. Вторая посвящена путешествиям и экспедиции по Центральной Азии. А третья часть рассказывает о театральной деятельности художника.
Серия «Начало Руси. Славяне (1897-1902)»
«Богатырский фриз» (1910)
На эскизе картины «Зловещие» (1901) был изображен древний город, окруженный деревянными стенами с дозорными башнями. Однако Рерих изменил композицию. Он убрал верхнюю часть с городским пейзажем, и основным элементом картины стали черные птицы, символизирующие зло.
Пермский иконостас Николая Рериха является одним из самых уникальных творений русской религиозной живописи начала XX века.
Образы святых в исполнении Николая Рериха.
«Сокровище ангелов» (1905) — картина, на которой изображены холмы с деревьями жизни, Небесный Град и Небесные Силы, защищающие краеугольный камень мироздания.
Серия «Памятники русской старины (1903-1904)». Признаться честно, Ростов Великий не сильно изменился со времён Рериха. Шутка конечно, но в каждой шутке есть только доля шутки.
На картине «Земля Славянская» (1943) седовласый монах стоит на высокой колокольне, а перед ним открываются светлые и неземной красоты просторы. Мы же видим современное развитие сюжета, добавляющее к художественному произведению человека с телефоном, что совершенно лишает смысла задумку автора.
«Пантелеймон Целитель» (1931). На богато и пышно цветущем лугу святой собирает лекарственные травы.
Картина «Моисей Водитель» (1925) создана в Кашмире.
На картине «Веление неба» (1915) небо, которое в древности воспринималось как живое существо — то грозное, то милостивое, оказывающее влияние на человеческие судьбы.
«Армагеддон» (1936). Город, охваченный огнем и скрытый в густом дыме. Длинная вереница людей на переднем плане спешит покинуть это место.
Фрагмент картины «Ашрам (Цейлон)» (1931). В Древней Индии, Ашрам – место для уединения и молитвы мудрецов. Река с водой изумрудного цвета и силуэтом плывущей лодки будто разделяет два мира. За рекой — полуразрушенные охристо-оранжевые храмы с лестницами, ведущими к ним.
Твердыня Тибета и горные вершины на картине «Королевский монастырь» (1932).
Честно говоря, в творчестве Николая Рериха есть нечто неуловимое. Особенно это проявляется в его работах, созданных во время путешествий и экспедиций. С первого взгляда простые образы на картинах находят отклик у каждой мечтательной души и у всех, кто любит путешествия.